|
Проблема состоит ещё и в том, что у нас в стране часто путают цифровизацию с автоматизацией и ИТ. То, о чём заявили Аксенчер в 2013 году (Accenture Technology Vision 2013, Every Business Is a Digital Business), что мир вступил в цифровую эпоху, означало, что ввиду высокой степени автоматизации, повсеместного внедрения ИТ и нового уровня связи, созданы возможности для внедрения принципиально новых методологий управления и ведения бизнеса, основанные на созданной технической и технологической базе. Если раньше бухгалтерский баланс и финансовый план рассчитывались недели и дни, то кода всё это считается за час, то появляется возможность проводить анализ (что-если) и оптимизацию финансов. То же самое с производством (план/факт за период) , продажами и сбытом продукции и услуг. Клиенты и покупатели становятся субъектами, оказывающими влияние на план/факт в реальном времени. Автоматизация (АСУ ТП) проникает во все сферы деятельности и, благодаря новому уровню связи и повсеместному интернету, уже само оборудование и бытовые приборы могут заказывать расходные материалы, сигнализировать о необходимости обслуживания или готовности заказанного изделия или продукта. Методологии управления, которые начали зарождаться десять-пятнадцать лет ранее и имели цикл изменения год, квартал или месяц стали ежедневной рутиной. Те модели, которые раньше рассматривались только теоретически, ввиду сложности расчётов и обмена большими объемами информации, стали новыми передовыми методологиями цифрового управления. А что у нас? Под цифровизацией, зачастую, понимают внедрение автоматизации (АСУ ТП) и ИТ. Именно эта пара технологий, в первую очередь, и создаёт риски высвобождения неквалифицированной и низко квалифицированной рабочей силы, а не "цифровой бизнес". По отдельным направлениям нам удалось выйти на уровень "впереди Европы всей", там, где были приняты важные решения на самом высоком уровне в бизнесе и в государстве. Примеров много: и сфера гос. услуг, и банки, ... Из моей практики: обсуждали с руководством одной крупной российской компании внедрение информационных систем и предложили провести интеграцию ИТ и АСУ ТП, выстроить МЕС-уровень, повысить скорость потока данных и достоверность информации. Ответ одного из топ-менеджеров был совершенно неожиданный: "Да вы что? Мы - социальная компания! Там же сотни, тысячи людей заняты тем, что снимают показания АСУ ТП и КИП, готовят отчеты и загружают их в ИТ системы! Мы не можем их всех уволить!". Есть и обратная сторона медали. В 90-е годы прошлого столетия страна была отброшена назад, "в каменный век", по многим направлениям. Была разрушена инженерная школа, исчезла потребность в инженерных кадрах. Производство почти не развивалось и не автоматизировалось. Информатизация и информационный обмен оставались на плачевном уровне - "короткие деньги" не позволяли инвестировать на срок более года. И когда к концу первого десятилетия всё стало возрождаться и выстраиваться заново, то оказалось, что этот десятилетний (даже 20-летний, 1985-2005) разрыв привел к тому, что есть старые инженерные кадры, которые не очень дружат с новыми информационными технологиями, и есть новые "информационные" кадры, которые слабоваты в инженерных дисциплинах. На специалистов по АСУ ТП и КИП вообще зачастую до сих пор смотрят, как на динозавров - ведь теперь эра интернета! Так о какой безработице идёт речь? Чего мы боимся? Цифровизации? Индустриализацию и коллективизацию пережили. Развал страны и экономики пережили. Неужто её восстановление и развитие не переживём?
|
|
0 |